По жизни с паяльником. Сайт для радиолюбителей.
     

О САЙТЕ | | НОВОСТИ САЙТА | ПРОЕКТЫ |ССЫЛКИ  

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

 
Электронные устройства для автомобилей. АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Телевизионный прием: усилители, антенны... ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
Светодинамические устройства СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
Различные системы и устройства связи. СРЕДСТВА
СВЯЗИ
схемы приборов и устройств для контроля и наблюдения за состоянием здоровья, для людей с потерей слуха и зрения. ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
Электротехника дома и на работе ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
Различные источники питания... ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
За гранью общепринятых понятий... ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Измерения и измерительные приборы ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Технология, монтаж, узлы различных устройств КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автоматика, телемеханика, цифровая техника АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА




 
 

Необходимый справочный материал для ремонта и регулировки автомобильного приемника "Былина-310": технические характеристики, схема принципиальная и описание работы, расположение основных элементов и узлов радиоприемника на шасси, таблицы напряжений, намоточные данные, кинематическая схема верньерного устройства, эскиз механизма настройки.

“БЫЛИНА-310”

Схема принципиальная - эдесь (150кБ)
Таблицы намоточных данных и напряжений - здесь.

"Былина-310" трехдианазонный радиоприемник третьей группы сложности, предназначен для приема РВ станций в диапазонах ДВ, СВ и УKB в легковых автомобилях с номинальным напряжением бортовой сети 14,4 В.
Акустическая система радиоприемника состоит из головки громкоговорителя 4ГД-53, установленной на экранной доске.

Технические характеристики:

Диапазон принимаемых частот (волн):
ДВ, кГц (м) 150...405 (2000...740,7)
СВ, кГц (м) 525...1605 (571,4...186.9)
УКВ, МГц (м) 65.8...73 (4,56...4,11)
Реальная чувствительность (при стандартной выходной мощности 50 мВт), мкВ, не хуже:
ДВ ....... 220
СВ ......... 60
УКВ ......... 5
Селективность по соседнему каналу
(ослабление сигнала при расстройке на ±9 кГц) в диапазопах ДВ и СВ, дБ, не менее ... 32
Селективность но зеркальному каналу, дБ, не менее:
ДВ (на частоте 250 кГц) . . . . 46
СВ (на частоте 1000 кГц) . . . . 46
УКВ (на частоте 69 МГц) . . . . . 46
Селективность по промежуточной частоте на частотах, дБ, не менее:
370 и 560 к Гц . . . .30
69 МГц ...... 46
Промежуточная частота:
ДВ, СВ, кГц .... 4б5±2
УКВ, МГц .... 10,7±0,1
Действие АРУ на частоте 1 МГц:
изменение напряжения на входе относительно уровня 50 мВ, дБ . . . 46
изменение напряжения на выходе, дБ, не более . . . 6
Номинальная выходная мощность, Вт . . . 2
Коэффициент гармоник всего тракта по электрическому напряжению (в диапазонах ДВ, СВ, при глубине модуляции 80% и номинальной выходной мощности), %, не более:
до 400 Гц .... 7
свыше 400 Гц ... 5
на УКВ при девиации частоты 50 кГц и номинальной выходной мощности . . ... 4

Принципиальная схема ( 150 кБ ). Радиоприемник “Былина-310” собран на четырех микросхемах и шести транзисторах с раздельными трактами AM и ЧМ.
Входные цепи AM тракта (блок У1) выполнены по схеме П-образного контура и настраиваются с помощью двухслойной катушки переменной индуктивности L2, L3. В диапазоне ДВ обе обмотки включены последовательно. В диапазоне СВ используется только внутренняя обмотка катушки L2.
Усилитель радиочастоты, смеситель и гетеродин собран на микросхеме D1. Нагрузкой УРЧ служит П-образный контур, перестраиваемый катушкой переменной индуктивности L4. Нагрузкой преобразователя является пьезоэлектрический фильтр Z1, включенный через согласующий фильтр L5C19L6. С выхода фильтра Z1 сигнал поступает на вход микросхемы D2, выполняющей функции УПЧ, детектора и усилителя АРУ. В каскад УРЧ (вывод 13 микросхемы D1) сигнал АРУ поступает с первого каскада УПЧ. Тракт ЧМ состоит из блока УКВ (блок У2) и тракта УПЧ-ЧМ с детектором.
Блок УКВ выполнен на транзисторах VТ1—VT3. В каскаде УРЧ используется полевой транзистор VT1, а в смесителе и гетеродине—кремниевые VT3 и VT2. Смеситель нагружен на контур L2C18C20, настроенный на промежуточную частоту 10,7 MГц. Настройка осуществляется изменением управляющего напряжения, подаваемого па варикапные матрицы VD3, VD2 и VD1 гетеродинного, УРЧ и входного контуров (соответственно). Напряжение для перестройки варикапных матриц создает блок преобразователя напряжения (блок ПН). В цепь обратной связи высокочастотной части блока ПН, выполненной на транзисторе VT2, включена катушка L10 ферровариометра AM диапазона (через переключатель S3). При изменении индуктивности катушки L10 изменяется глубина ООС и, следовательно, значение высокочастотного напряжения. Высокочастотное напряжение выпрямляется, фильтруется и подастся на варикапные матрицы контуров в блок УКВ. При изменении (от 4,5± 0,5 до 28 ±3 В) управляющего напряжения, подаваемого на варикапные матрицы, изменяется емкость варикапных матриц, перестраивающих гетеродинный, УРЧ и входной контуры блока УКВ.
Тракт УПЧ-ЧМ выполнен на транзисторе VT3 и микросхеме D4. На транзисторе VT3 выполнен предварительный резонансный усилитель, нагруженный на пьезоэлектрический фильтр Z2. С него сигнал подается на микросхему D4, выполняющую функции УПЧ и частотного детектора. Усилитель звуковой частоты собран на микросхеме D3 (блок У1) Фильтр нижних частот L1L2C служит для защиты от помех, создаваемых системой электрооборудования автомобиля.

Режимы работы микросхем и транзисторов приведены в табл. 2 и 3.

Конструкция. Радиоприемник “Былина-310” состоит из четырех функциональных блоков: платы СДВ-ПЧ-ЧМ, блока УКВ, блока ПН и механизма настройки. Расположение основных элементов и узлов радиоприемника на шасси показано на рис. 2. Несущим звеном радиоприемника является коробчатое шасси. На нем устанавливаются функциональные блоки. Блок УКВ и механизм настройки крепятся к боковой стенке шасси один над другим. Плата СДВ-ПЧ-ЧМ крепится к шасси снизу. На этой плате установлен также переключатель диапазонов ДВ, СВ и УКВ.

Расположение основных элементов показано на рис. 2.

Расположение основных узлов приемника

В механизме настройки приемника (рис. 3) использованы ферритовые трубки и сердечники с центральным отверстием для крепления поводка. Механизм настройки включает в себя блок катушек переменной индуктивности и верньерное устройство.

Механизм настройки включает в себя блок катушек переменной индуктивности и верньерное устройство.

Вращательное движение ручки настройки и ходового винта преобразуется в поступательное движение каретки с подвижно закрепленными в ней ферритовыми сердечниками. Одновременно вращение ручки настройки преобразуется в поступательное движение стрелки (указателя настройки) с помощью замедляющего верньсрного устройства. Кинематическая схема верньерного устройства приведена на рис. 4. Для увеличения тягового момента нить 3 имеет четыре оборота на шкиве, жестко связанном с ходовым винтом 5 механизма настройки. Верньерное устройство располагается на передней стенке шасси.

Кинематическая схема верньерного устройства

Для освещения шкалы применена лампа подсветки типа А 12-0,8-1, устанавливаемая в патрон, закрепленный на передней стенке шасси.

Моточные данные катушек индуктивности, высокочастотных трансформаторов, дросселей и фильтров приведены в табл. 1.

Рекомендации по ремонту. При замене катушек переменной индуктивности необходимо учесть, что в каждый приемник устанавливаются специально подобранные для него катушки с разбросом по индуктивности не более ±0,5 мкГн.

Ферритовые сердечники устанавливаются в такое положение, при котором обеспечивается разность частот настройки контуров сигнала (входного, УРЧ и гетеродина) не более чем на 1%. Для замены вышедшего из строя ферритового сердечника необходимо каретку с планкой, на которой расположены поводки ферритовых сердечников, вывести в крайнее положение, соответствующее полностью выведенным сердечникам. Вывернуть из каретки и удалить сердечник. При сборке необходимо стрелки верньерного устройства устанавливать согласно кинематической схеме (см. рис. 4). Крайнее левое положение стрелки должно соответствовать положению каретки механизма настройки с полностью введенными феррн товыми сердечниками. Оттянув стрелку вверх, нужно установить на место экран. Стрелка должна двигаться по экрану как но направляющей.

Для замены лампы подсветки нужно: снять ручку регулирования громкости и ручку настройки; отвинтить две резьбовые втулки, крепящие обрамление, снять обрамление с панелью; отвинтить два винта, крепящие экран, снять экран, отвинтить винт, крепящий угольник, извлечь лампу и заменить ее.

При смещении стрелки относительно первоначального положения (наличие пробуксовки) необходимо натянуть нить 3 (рис. 4), освободить левый законтренный конец нити, отрегулировать натяжение и снова законтрить.

Copyright © vksn.narod.ru, 2001 - 2008.

VSVS

 
Hosted by uCoz